Использование кейс-технологии в театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в статье говорится о кейс-технологии, которая в театрализованной деятельности дает возможность более ощутимо окунуться в сказочный мир, творчески подойти к роли, встать на позицию персонажа произведения и принять нестандартное решение, креативно мыслить и чувствовать радость от собственных открытий.
 Ребенок появляется в этом мире, чтобы жить, творить завтра, приносить пользу Родине. Педагогическая деятельность нашего детского сада направлена на поддержку разнообразия детства, coхранeниe  уникальнocти и caмоценнocти дeтства, как важного этапа в общем развитии человека. Мы находимся в постоянном творческом поиске новшеств, дающих положительный результат в педагогической деятельности.
Общеизвестно, что в жизнь внедряются только те технологии, которые приносят плодотворный результат и способствуют продвижению и развитию образовательной деятельности. Раскрытию творческой, познавательной, коммуникативной, двигательной инициативы в игре и в процессе овладения детьми социокультурными ценностями помогут такие формы организации детской деятельности, как проектная деятельность,  рефлексия, кейс-технология, квест-технология, экспериментирование. 
Современные дошкольники владеют большим объемом информации, чем их сверстники в прошлом, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже удивляются, сопереживают, для них характерны проявление равнодушия, черствости, однообразие игр и интересов, общение со сверстниками сведено к минимуму, ведь живое заменено виртуальным, а общие интересы ограничены компьютерными играми. В результате – недостаток наблюдательности, творчества, воображения.
Эмоциональное раскрепощение дошкольника, его социализация, развитие памяти и внимания, обучение чувствам и управление собственными эмоциями, фантазии – все это может дать театр. Сквозь пространство и время, интегрируя возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы, театр воздействует на эмоциональный мир ребенка в полном объеме. 
В основе театрализованной деятельности нашего детского сада лежит кейс-технология. Ее универсальность в описании конкретных ситуаций, в нашем случае рассматриваются сюжеты сказок. Главное предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией, умение действовать в предлагаемой ситуации. При этом любая встреча с дошкольниками начинается с синквейна, который подбирается исходя из темы работы (театрализация сказки). Использование данного приема позволяет глубже изучить, узнать особенности, характерные черты персонажа и отношение детей к нему, что  в свою очередь формирует у детей навыки сотрудничества и коммуникативной компетентности. После обсуждения персонажей, синквейн используется для выявления отношения детей к сказке, ее поучительности и актуальности.  Хочется отметить, что дошкольники часто сами являются инициаторами в выборе сказки для театрализации. При этом они подбирают роли для себя, являются активными участниками в оформлении декораций, атрибутов, костюмов через мини-проекты, а родители – главные помощники. В придумывании мизансцен нам помогает кейс-техноголия. 
А именно, использование кейс-технологий в работе с детьми происходит следующим образом:
1) в сочинении произведений самими детьми. На обзор воспитанников выносятся иллюстрации, игрушки, предметы обихода, национальные музыкальные инструменты, герои сказок и легенд, что является стимулом в придумывании новой сюжетной линии. Например, сюжет «Колобок» развивается зимой…, либо Колобок попадает в другую сказку;
2) в придумывании собственного завершения, финала знакомых произведений. К примеру, изменить финал «Заюшкина избушка»; 
3) включение современных мультипликационных персонажей, героев в известные сказки. Например, персонаж Свинка Пеппа в сказке «Три поросенка» или Феи Винкс в сказке «Золушка», Фиксики в сказке «Дюймовочка».
4) изучение проблемных ситуаций в сказках на выбор детей или взрослого. Например, ситуация  из сказки Г.Х.Андерсена «Как лебединое яйцо оказалось среди утиных» или же из русской народной сказки «Курочка Ряба» «Почему Курочка Ряба снесла золотое яйцо». 
5) сочинение собственной сказки по кругу в группе либо рисование сюжета по кругу. Например, взрослый начинает сказку со словами «В некотором царстве, в некотором…», а ребенок, сидящий рядом, продолжает фразу и так по кругу все дети участвуют в сочинении новой групповой сказки. Поэтому же принципу выполняется коллективный рисунок.
 При этом основной упор делаем на фольклор с целью приобщения детей к духовным ценностям и истокам народной мудрости, самобытности, народному творчеству. Велика роль музыкального сопровождения, руководитель дополняет задумки дошкольников разнообразным, игровым материалом.
По завершению деятельности с дошкольниками проводится рефлексия, направленная на анализ своей деятельности. В частности, дети размышляют и высказывают о своих успехах в творческом сочинительстве и интерпретации сказки на современный лад. 
Вывод. Применение данной технологии позволяет получить детям новые знания, снять зажатость, изучить своеобразие народной культуры, художественной литературы, развить любознательность, речь, память, а главное творчески самовыразиться. Мир становится ярче, и красочнее в глазах ребенка от совместного творчества, потому что он является главным участником, сказочником, режиссером, актером, танцором, художником, постановщиком всего действия. В результате возникает потребность в общении, заинтересованность в совместной театрализованной деятельности. Свобода и самостоятельность дошкольников при этом - не вседозволенность и анархия, а раскованность, открытость, необыденность неразрывно связаны с культурой поведения. 
Мы надеемся, что наш опыт работы поможет педагогам дошкольного образования активнее продвигаться в содержании образовательной и воспитательной работы по поддержке индивидуальности и инициативы детей в свете реализации ФГОС дошкольного образования.