Выступление заведующей Иванченко М.В. на секционном занятии августовской конференции педагогов дошкольного образования "Создание модели инновационного образовательного пространства ДОУ в целях повышения качества образования"

В  современных условиях реформирования системы образования жизненно важной задачей становится проблема повышения его качества.  Введение Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначило  необходимость  обновления существующей сиcтемы образования, поиcка инновационных моделей функционирования ДОО, более совершенных методов, приемов, технологий, программ, использование которых   повысит  качество образования. Это предусматривает разработку и  введение программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, целью которого становится выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, выравнивание стартовых возможностей выпускников ДОО при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

Сегодня можно назвать целый ряд общественных тенденций, способных привести к рождению инноваций в образовании:

ü  переход к  гуманизации образования;

ü  ориентация общества на культурно-нравственные ценности;

ü      возросшие требования  к качеству образования;

ü  необходимость         активного реагирования ДОО на многообразие интересов и рост запросов родителей;

ü   необходимость  поиска путей решения существующих в дошкольном образовании проблем;

ü   наличие больших потенциальных возможностей инновационной образовательной инициативы педагогов;

ü  наличие конкурентных отношений между образовательными учреждениями на рынке образовательных услуг.

Иcходя из вышеизложенного мы выделили следующие направления развития инновационных процессов в детcком cаду:

  1.    Инновации в управлении деятельностью ДОО;

  2.    Инновации в кадровом обеспечении;

  3.    Инновации в обновлении содержании образования.

В Организации сформированы коллегиальные органы управления, к которым относятся: общее собрание трудового коллектива; педагогический совет; Родительский комитет.

В ДОО разработан пакет документов, регламентирующих его деятельность: Устав ДОО, локальные акты, договор с родителями, педагогическими работниками, обслуживающим персоналом, должностные инструкции. Имеющаяся структура системы управления соответствует Уставу ДОО и функциональным задачам ДОО.

Представительным органом работников является действующая в ДОО первичная профсоюзная организация (ППО).

В ДОО используются различные формы контроля (оперативный, тематический, смотры-конкурсы),  результаты которого обсуждаются на рабочих совещаниях и педагогических советах с целью дальнейшего совершенствования работы.

Действующая система управления позволяет оптимизировать управление, включить в пространство управленческой деятельности значительное число педагогов, работников ДОО и родителей (законных представителей). Большое внимание администрация детского сада уделяет обновлению и укреплению материально-технической базы ДОО и материально-техническому обеспечению образовательного процесса и функционирования  сада.

Сегодня  предъявляются особые требования к профессиональной деятельности педагогов, как со стороны администрации ДОО, так и со стороны самих воспитанников и их родителей. Для удовлетворения в полном объеме предъявляемых требований современный педагог должен находиться в постоянной работе над своим самообразованием и профессиональным совершенствованием.

В методическом кабинете детского сада в наличии методическая литература по всем образовательным областям и направлениям развития и воспитания дошкольников, программы дошкольного образования, парциальные программы, методические и практические пособия по проведению всех видов деятельности с воспитанниками, демонстрационный и раздаточный материал, дидактические игры, материал для самообразования педагогов. Регулярно отслеживается появление методических новинок, их приобретение.

Инновационная и развивающая деятельность, проводимая в нашем саду, поднимает статус ДОО, стимулирует активность детей,  их увлеченность познавательными и практическими занятиями, вырабатывает  потребность в самостоятельном добывании знаний, потребность к творческой переработке добытых знаний. Развивающая среда ДОО, система воспитательно-образовательной работы  способствуют развитию творческого потенциала воспитанников, их самореализации. Наши  воспитанники являются активными участниками, победителями   и лауреатами муниципальных, республиканских, федеральных  конкурсов, соревнований и других мероприятий.  

Проблемы  воспитания и развития воспитанников дошкольного возраста в условиях модернизации дошкольного образования могут быть успешно решены только при совершенствовании системы образования, модификации подходов к организации педагогического процесса.  На современном этапе развития ДОО возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников ДОО при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

Главной  формой образования дошкольников является игра. Обучение может происходить во время игры и педагоги ДОО организовывают его так, чтобы в процессе игры ребенок даже не догадывался, что его обучают. Но кроме игры есть и другие формы, которые позволяют сделать жизнь ребенка в детском саду интересной и насыщенной, это -  творческая мастерская, проектная деятельность, чтение художественной, познавательной литературы, экспериментирование и исследование, театрализованная деятельность,  технология «Ситуация»,  коллекционирование (музейная педагогика) и др.

Для  обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания семьям воспитанников  оказывается психолого-педагогической помощь. Для  более широкого привлечения родителей (законных представителей) к управлению и обеспечению воспитательно-образовательного процесса в детском саду первоочередной задачей ставится создание партнерских отношений в совместном воспитании дошкольников и  создание условий для сопровождения семьѐй ребенка от поступления в детский сад до выпуска в школу, как условие формирования родительской компетентности. В своей работе мы  используем нетрадиционные формы работы с родителями: мастер-классы, семинарские занятия, родительские конференции, совместные акции и мероприятия, проектную деятельность (краткосрочные, долгосрочные проекты), создание фотоальбомов, коллажей и фотовыставок, общение по интересам и др.

Использование инновационных технологий в управленческой деятельности, в  организации методической  и образовательной работы ДОО способствует повышению профессионального мастерства и компетентности педагогов, раскрытию их творческих возможностей, а также повышению качества образования воспитанников. Расширение сферы образовательных услуг, взаимодействие в социуме обеспечат вариативность и разнообразие форм образования, создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка, будут способствовать его социализации.

Наш детский сад  является открытой образовательной средой для родителей, социальных партнёров, воспитанников  и педагогов других образовательных учреждений,  открыт для любого сотрудничества и выстраивания партнёрских отношений с учреждениями социума, поселка, района.